Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске

Городская среда, Не заброшенное, Памятник
Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске

Романовский — Красный — Свияжский — Зеленодольский — в течение ста лет у этого железнодорожного моста четыре раза сменилось название, да и сам мост уже выглядит иначе, чем век назад.

Сейчас по мосту железнодорожные составы проносятся по нескольку раз в час и сложно поверить, что когда-то управление железных дорог намеренно затягивало его строительство — ведь ведомство получало огромные деньги с переправы пассажиров через Волгу — за нее платили отдельно.

Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске

Романовским мост назвал сам император Николай II за год до строительства моста в честь 300-летия со дня начала правления рода Романовых.

Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске

В строительстве участвовало около трех тысяч человек, разнорабочие трудились за копейки. Ужасные условия труда и несоблюдение техники безопасности привели к трагедии.

Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске

В ноябре 1911 года руководство, подгоняемое сроками, проигнорировало неожиданную оттепель. Лед на Волге вскрылся и льдинами срезало мостки с рабочими. Люди разбивались об лед, падали в воду, а сверху на них летели бревна и стройматериалы. Погибших никто не считал, ведь грошовых рабочих не оформляли по паспортам.

Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске

В Казань сообщили о пяти погибших, хотя в эту ночь погибло около двухсот человек.
Руководство же было озабочено потерей дорогостоящих материалов, поэтому весной под воду спустили водолазов.

Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске

Поднятый на поверхность водолаз в ужасе рассказал о большом количестве утопленников, чьи тела придавлены камнями и стройматериалами — целое подводное кладбище. Поняв, что вместе со стройматериалами придется поднять и погибших, руководитель строительства отказался от идеи, побоявшись шумихи.

Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске

Однако трагедии продолжались — следующей весной течением размыло земляные дамбы моста, построенные с нарушением технологии, опять погибли люди.

Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске

В 1912 году злополучный мост продолжал требовать жертвы — при открытии навигации произошло около 20 аварий речных судов под мостом, одна баржа затонула из-за того, течение Волги усилилось и все суда сносило на опоры моста.

Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске

Недостатки исправили только в годы советской власти, в 2011 году старые полукруглые пролеты мостов в связи с усталостью металла и возросшими нагрузками на мост полностью заменили новыми.